• Лабораторные светофильтры (защитные светофильтры), используются для создания неактиничного освещения., позволяющего визуально контролировать некоторые процессы и операции при обработке фотоматериалов в лаборатоных условиях.
• Лабораторный фонарь (Safelight Фонарь, используемый для освещения фотолабораторий при ручной печати. Фонарь имеет цвет (спектр) к которому не чувствительна фотобумага.
• Лампа-вспышка Импульсный источник света одноразового действия. Спектр излучения 3400–3700 К, сила света ~ 2000кд, эффективная продолжительность вспышки 1/50–1/100c. Вспышка возникает с опозданием, поэтому необходима синхронизация с работой фотографического затвора.
• Лампа накаливания Источник света, в котором преобразование электрической энергии происходит в результате накаливания электрическим током тугоплавкого проводника. Цветовая температура обычных осветительных ламп накаливания 2700–2900 К.
• Линза насадочная положительные или отрицательные линзы, надеваемые на объектив для изменения фокусного рассояния. Линза положительная, уменьшает суммарное фокусное расстояние, линза отрицательная соответственно увеличивает его. Насадочные линзы маркируются в диоптриях.
• Люкс (лат. lux — свет) единица освещенности в Международной системе единиц (СИ). 1 лк. — освещенность поверхности площадью 1м² световым потоком в 1люмен, падающим на эту поверхность.
• Люкс-секунда единица количества освещения (экспозиция) в международной системе единиц (СИ).
• Люмен (лат. lumen — свет) единица светового потока в Международной системе единиц (СИ).
• Макросъемка (Close-Up, Macro Shoot (греч. makros — большой крупный) фотосъемка, при которой масштаб получаемых изображений лежит в пределах от 1:5 до 20:1 и выше. Для осуществления макросъемки необходима камера с двойным или тройным растяжением меха, допускающая визуальную наводку на резкость, а также устройство для освещения объекта в отраженном или проходящем свете. Для макросъемки используют и обычные аппараты с положительными насадочными линзами, макронасадками или удлинительными кольцами. Макросъемка может производиться макрообъективом или в режиме Macro.
• Маскированные пленки цветные негативные фотопленки, эмульсионные слои которых содержат окрашенные цветообразующие компоненты, играющие роль маски и улучшающие цветопередачу в позитиве.
• Масштаб изображения 1:m — дробь с числителем 1 и со знаменателем m, показывающим во сколько раз линейные размеры изображения меньше линейных размеров изображаемых предметов.
• Матовое стекло (Ground Glass см. фокусировочный экран
• Мегапиксель (Megapixel (миллион пикселей) — мера размера и разрешения изображения, которое способно воспроизвести цифровая камера. Чем больше мегапикселей, тем качественнее изображение.
• Меха (Bellows Устройство, позволяющее изменять расстояние между объективом и плоскостью пленки. Широко используются при макросъемке, а также составляют основу крупноформатных камер.
• Микрорастр (Microprism Система микропирамид в центральной части фокусировочного экрана. Служит для точной фокусировки объектива.
• Мира (фр. mire, от mirer — рассматривать на свет, прицеливаться, метить) тест — объект, предназначенный для определения характеристик качества изображения при исследовании объективов и фотоматериалов. Представляет собой пластину из прозрачного или непрозрачного материала, на которую нанесены темные прямоугольные штрихи на светлом фоне с закономерно изменяющей частотой или чередующиеся темные и светлые секторы.
• Модель-релиз (Model Release) Модель-релиз, Model Release, расписка модели или просто договор с моделью – это документ для фотографов, которые проводят постановочные фотосессии с участием людей. Модель релиз официально подтверждает ваши права на публикацию, продажу и/или другое распространение фотографий. Если модель несовершеннолетняя, то её подпись должна быть подтверждена родителями (опекунами). Модель-релиз должен содержать следующую информацию: * Согласие модели на передачу всех прав (или конкретных прав) на фотографии фотографу * Паспортные данные и подпись фотографа * Паспортные данные и подпись модели * Дата съемки * Паспортные данные и подпись свидетеля. Некоторые издательства при продаже фотографии, помимо модель-релиза, требуют фотографию лица модели с развернутой страницей паспорта с основными данными.
• Монокль (фр. monocle, гр. monos — один и лат. oculus — глаз) одиночная положительная линза, используемая в качестве «мягкорисующего» фотографического объектива, преимущественно для портретных и пейзажных съемок.
• Монохроматический свет (Monochromatic Свет одной длины волны
• Моторный привод (Motor Drive Устройство для автоматической протяжки и перемотки пленки. В большинстве современных камер моторный привод встроен в камеру.
• Муар (Moire Рисунок с нелинейно повторяющейся структурой, обычно возникает при наложение двух однородных структур.
• Мягкорисующий объектив съемочный объектив, дающий изображения пониженного контраста (смягченные) за счет уменьшения его резкости. «Смягчение»контраста изображения обусловлено остаточными аберрациями объектива, либо создается с помощью насадок, обеспечивающих уменьшение резкости изображения. В качестве насадок используют мелкие сетки, «диффузионные» оптические насадки.
• Направленный свет метод освещения, когда на снимке легко проследить направление освещающего объект светового потока по положению собственных и падающих теней. Направленное освещение способствует выявлению объема и формы объекта съемки.
• Неактиничный свет свет, который не способен оказывать фотохимического или другого воздействия на данное вещество. Например, для черно-белых фотобумаг, неактиничным является свет, прошедший через оранжевый или красный лаборатоный светофильтр.
• Негатив (Negative 1) Черно-белый негатив — фотографическое изображение, относительное распределение яркостей которого обратно распределению яркостей фотографируемого объекта 2) Цветной негатив — фотографическое изображение, цвет любого элемента которого является дополнительным к цвету соответствующего элемента объекта съемки.
• Недодержка недостаточная экспозиция, полученная светочувствительным слоем фотоматериала при съемке и приводящая к плохой проработке или полному отсутствию деталей в светлых участках негатива.
• Нейтрально-серые светофильтры (Neutral Density Filter Светофильтры, уменьшающие освещенность фотопленки без существенного изменения спектрального состава света.
• Нормальный объектив (Normal Lens условное обозначение фотографического объектива по угловой величине поля изображения, определяемой отношение диагонали кадра к фокусному расстоянию. Объектив называют нормальным, если диагональ кадра приблизительно равна фокусному расстоянию объектива.
• Ню (Nu Жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному (обычно женскому) телу; пр. от фр. Nu — обнаженный.
• Оборачивающее кольцо приспособление для крепления объектива на корпусе фотоаппарата в перевернутом положении (т. е. задней линзой вперед); применяется для макросъемки с целью уменьшения потери резкоости, возможной при масштабах изображения 1:1 и более.
• Обращаемые материалы (Reversal Materials Светочувствительные материалы, дающие после обработки, позитивное изображение.
• Обращение изображения получение позитивного изображения на том же фотоматериале, на который производилась фотосъемка.
• Объектив фотографический корригированная оптическая система, предназначенная для получения действительного изображения на светочувствительном слое. Конструктивно объектив выполняется в виде оправы, содержащей систему линз или линз и зеркал, имеющих общую ось симметрии. Ось симметрии является главной оптической осью объектива. Основные характеристики объектива: фокусное расстояние, угловое поле, разрешающая способность, относительное отверстие.
• Одновременный цветовой контраст явление изменения зрительного восприятия цвета какого-либо участка объекта под влиянием цвета окружающего этот участок фона. Например, красное на сине-зеленом фоне будет выглядеть более красным (насыщенным), чем на желтом или оранжевом. Одновременный цветовой контраст возникает и при рассмотрении ахроматических цветов. Светлые участки выглядят светлыми на темном фоне и темными на более светлом.
• Однообъективная зеркальная камера (Single Lens Reflex (SLR) Camera Камера, в которой визирование производится через съемочный объектив с использованием зеркала и пентапризмы.
• Оптическая плотность безразмерная величина, характеризующая степень ослабления оптического излучения в слоях различных веществ ( окрашенных и молочных стекол, проявленных фотоматериалов и пр.) за счет поглощения и рассеяния при прохождении его через исследуемый слой.
• Оптическое стекло особые сорта технического стекла, применяемые для изготовления линз, призм и др. оптических деталей. От обычного технического стекла оно отличается высокой однородностью и оптической прозрачностью.
• Основа (подложка) материал, предназначенный для нанесения на него светочувствительного эмульсионного слоя. По виду основы светочувствительные материалы делятся на пленки, пластинки и бумагу.
• Основные (первичные) цвета (Primary Color Три цвета, смесь которых в определенной пропорции дает белый цвет. За основные цвета принимают красный, зеленый и синий.
• Отражатель (при фотосъемке) — светлая матовая или блестящая поверхность (бумага, картон, окрашенная фанера, ткань на подрамнике и пр.), при помощи которых при съемке направляют дополнительный свет (подсвет) на снимаемый объект.
• Оттененный светофильтр характеризуется плавным или скачкообразным изменением оптической плотности в пределах всей поверхности светофильтра либо отдельных его участков. Оттененные светофильтры бывают нейтрально-серые и цветные.
• Панорама (Panorama) широкая и многоплановая перспектива, позволяющая свободно обозревать большое открытое пространство. Панорама рассчитывается на ее восприятие целиком и последовательно фрагмент за фрагментом. При увеличении вертикального угла зрения сила эмоционального воздействия панорамы увеличивается. В панораме выделяются высотные доминанты, акценты и композиционные паузы.
• Панорамная головка разновидность штативной головки; предназначена для панорамирования, т. е. съемки с плавным разворотом съемочного аппарата в горизонтальной плоскости на угол до 360°.
• Панхроматические фотоматериалы (Panchromatic Черно-белые фотоматериалы, обладающие светочувствительностью ко всему видимому спектру
• Параллакс (Parallax) Эффект несовпадения границ кадра, наблюдаемого через видоискатель, и кадра, формируемого объективом на фотопленке. Возникает вследствие несовпадения осей видоискателя и объектива фотоаппарата
• Пассивный автофокус (Passive AF) Система автоматической фокусировки, основанная на определении контраста изображения. Пассивная фокусировка является наиболее современной и эффективной. Системы пассивной фокусировки используются в зеркальных фотоаппаратах и дорогих компактных камерах.
• Пентапризма (Pentaprism Стеклянная пятиугольная призма, используемая в видоискателях однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Дает прямое, не перевернутое изображение объекта съемки.
• Передержка (пересвет) чрезмерная экспозиция, полученная светочувствительным слоем фотоматериала при съемке и приводящая к плохой проработке деталей в темных местах негатива.
• Перспектива (Perspective Передача на плоскости фотоснимка объемности изображения предметов, создающая ощущение глубины пространства
• Перспективные искажения изменения в перспективном рисунке снимаемого объекта, лишающие его сходства с оригиналом. Перспективные искажения возникают в случаях съемки с малого расстояния с нижней или верхней точек съемки, а также в результате использования короткофокусных объективов.
• ПЗС-матрица (CCD предствляет собой светочувствительное устройство, которое записывает изображение во время съемки. Оно состоит из светочувствительных элементов, каждый из которых воспринимает лишь одну цветовую составляющую. (ПЗС — Прибор с Зарядовой Связью)
• ПЗС-сенсор (CCD sensor Приборы с Зарядовой Связью, позволяет получать изображение, преобразуя фотоны света в электроны (электрический ток). ПЗС-сенсоры отличаются лучшей чувствительностью к свету, меньшими шумами по сравнению с КМОП-сенсорами.
• План масштаб, в котором объект съемки (или его часть) изображается в кадре, нередко заменяется однозначным по содержанию понятием — крупность плана.
• Пограничный цветовой контраст явление изменения зрительного восприятия цвета у границ двух разноокрашенных участков рассматриваемого объекта или его изображения. Например, если желтый участок граничит с белым, то между ними наблюдается сине-фиолетовая переходная полоса (дополнительный цвет). Пограничный цветовой контраст возникает и на границе ахроматических цветов разной светлоты и выражается в появлении пограничной полосы (на светлом участке — еще более светлой, на темном — еще более темной).
• Позитив (Positive Фотографическое изображение тона, которого соответствуют распределению яркостей объекта съемки.
• Поляризационный светофильтр (Polarizing Filter Светофильтр, преобразующий неполяризованный или частично поляризованный свет в плоскополяризованный. Предназначен главным образом для ослабления или устранения на изображении бликов, появляющихся при отражении света от неметаллических поверхностей, а также для устранения атмосферной дымки, возникающей в результате частичной поляризации солнечного света на молекулах атмосферного воздуха
• Поляризация света (Polarization Физическая характеристика оптического излучения, описывающая неэквивалентность различных направлении в плоскости перпендикулярной световому лучу
• Портретный объектив (Portrait Lens Обычно, средние телеобъективы (80–100мм для 35мм камер) имеющие достаточно большую светосилу. Часть портретных объективов имеет особую конструкцию, позволяющую получать различные эффекты (смягчение и т.д.)
• Последовательный цветовой контраст явление изменения зрительного восприятия цвета, обусловленное предварительным воздействием на сетчетку глаза другого цвета. Возникает при достаточной быстрой смене цветных объектов или их изображений. Проявляется преимущественно в изменении светлоты цвета и по сравнению с одновременным цветовым контрастом и пограничным цветовым контрастом практически мало влияет на изменение цветности.
• Предиктивный автофокус (Predictive AF) см. следящий автофокус
• Приоритет выдержки (S, Shutter Priority Режим, в котором выдержка устанавливается фотографом, а диафрагма автоматически выбирается камерой.
• Приоритет диафрагмы. (A, Aperture Priority Режим с автоматическим определением экспозиции, при котором значение диафрагмы задает пользователь, а камера устанавливает подходящую выдержку.
• Приоритет фокусировки (Focus Priority Режим съемки, при котором снимок не может быть сделан до тех пор пока камера не будет сфокусирована на объект съемки.
• Приставка для макросъемки приспособление к фотоаппарату, позволяющее получать изображения объектов с линейным увеличением больше 1. Она представляет собой раздвижную конструкцию, обеспечивающую перемещение объектива в сторону объекта съемки.
• Просветление (Coating) Покрытие, представляющее из себя несколько (часто более 10) слоев тонких пленок на поверхности оптических элементов. Просветление снижает потери на поверхностное отражение, а также предотвращает образование бликов. Так, например, на поверхности непросветленной линзы отражается 4–6% процентов света. В сложных оптических системах, потери могут достигать 50 и более процентов. В тоже время, оптика с качественным просветлением пропускает до 99,9% процента падающего на нее света.
• Проявитель (Developer Восстанавливающий агент, который превращает в металлическое серебро экспонированные зерна галогенида серебра скрытого изображения
• Прыгающая диафрагма диафрагма объектива, у которой световое отверстие, полностью раскрытое при фокусировке объектива, закрыватся до необходимого размера с помощью пружины в момент нажатия спусковой кнопки затвора фотоаппарата.
• Разрешающая способность объектива (Resolution) Свойство фотографического объектива раздельно передавать на оптическом изображении мелкие детали. Разрешающая способность измеряется в линиях на мм.
• Ракурс (фр. raccourcir — сокращать, укорачивать) положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удаленных от переднего плана частей; прием съемки с достаточно близких к объекту верхних и нижних точек.
• Рассеиватель (Diffuser, диффузор) Материал рассеивющий свет, и позволяющий смягчить тени на изображении.
• Рассеянное освещение освещение, при котором на снимке нельзя проследить направление падающего светового потока, например освещение светом неба в пасмурную погоду, отражение светом при больших отражающих поверхностях и т.д. При рассеянном освещении отсутствуют явно выраженные тени.
• Растр специальные сетки с частотой линий от 20 до 100 на 1см, применяемые в полиграфии при репродуцировании полутоновых оригиналов. Растр применяется для получения стереоскопических (объемных) изображений.
• Регрессия скрытого изображения (лат. regressio — обратное движение, отход) самопроизвольное частичное или полное разрушение скрытого изображения, происходящее при длительном хранении экспонированного негативного фотоматериала.
• Резкость фотографического изображения степень размытости границы между двумя участками, которым была сообщена разная экспозиция. Она зависит от свойств фотоматериала, условий его экспонирования и химико-фотографической обработки.
• Репродукционная съемка съемка плоских оригиналов (чертежей, рисунков, текстовых документов и т.д.) с целью получения их копий (репродукций).
• Ретикуляция (лат. reticulum — сеточка) сморщивание и растрескивание эмульсионного слоя, происходящее при неудачно выбранном режиме обработки фотоматериала.
• Ретушь (Retouche (франц. retouche, от retoucher — подрисовывать, подправлять, буквально — снова касаться) исправление изображений (рисунков, фотоснимков и т.п.). Выполняется прорисовкой карандашами или красками, выскабливанием отдельных участков или химической обработкой (травлением эмульсии фотографического слоя). В полиграфии применяется для подготовки оригиналов к печати и исправления негативов и диапозитивов перед изготовлением печатных форм. Различают Р. техническую, устраняющую случайные дефекты (точки, пятна, царапины и т.п.), и градационную, заключающуюся в усилении или ослаблении плотности отдельных участков полутонового изображения.
• Роль-фильм (Roll-Film Пленка в рулоне, на которую можно делать снимки различных форматов. Например на пленку типа 120 можно делать снимки 6х4.5см, 6х6см, 6х7см и т.д.
• Ручной режим (Manual mode, M (в большинстве камер hi-end) позволяет вручную устанавливать диафрагму и выдержку, т.е управлять экспозицией и глубиной резкости.
• Рыбий глаз (Fisheye Lens) Сверх-широкоугольный объектив с углом поля зрения около 180°. Объектив имеет очень большую глубину резкости. Особенностью данных объективов является сильная дисторсия периферийной области изображения.
• Сабатье эффект явление обращения первоначального изображения (например, негативного в позитивное), которое возникает в случае, если экспонированный и частично проявленный, но не отфиксированный фотоматериал равномерно осветить, а затем снова проявить.Используется при печатании позитивов, по своему виду приближающихся к рисунку (псевдосоляризация).
• Сверхширокоугольный обхъектив (Ultra-Wide angle lens Сверхшироугольный объектив имеет угол обзора больше 90°, чему соответствует фокусное расстояние24 мм(для 35-мм камер).
• Света негатива темные (плотные) участки негатива, соответствующие ярким участкам объекта съемки.
• Светлота цвета субъективная характеристика яркости цвета, обычно используемая для сопоставления цветов несветящихся объектов.
• Световой короб устройство для получения равномерного рассеянного света на освещенном объекте. Предсталвляет из себя ящик с пятью полупрозрачными (матовыми) стенками, через который направляется светвой поток. В результате предмет съемки равномерно освещается со всех сторон.
• Светодиод (Светодиодный индикатор) (LED (Light Emitting Diode) Полупроводниковый прибор, излучающий свет. Используется для отображения той или иной информации. В отличие от жидкокристаллического индикатора не требует подсветки. Светосила (Aperture Ratio СВЕТОСИЛА объектива, безразмерная величина, характеризующая яркость оптического изображения, даваемого оптической системой: отношение освещенности изображения к яркости изображаемого предмета. Светосила пропорциональна квадрату так называемого относительного отверстия оптической системы (D/f)2, где D — диаметр входного окна системы, f — фокусное расстояние, и коэффициенту пропускания t. На оправе объектива фотоаппарата указываются числа, обратные относительному отверстию (например, 1; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6 и т.д.); при переходе от одного числа (например, меньшего) к другому (большему) освещенность, а следовательно, и светосила увеличиваются в 2 раза.
• Светосинхронизатор (Slave) Электронное светочувствительное устройство, предназначенное для запуска дополнительных вспышек без использования синхрокабеля.
• Светофильтр (Filter) Оптическое приспособление, обычно изготовляемое из стекла, желатины или пластика, для изменения спектрального состава излучения. Устанавливается либо на оптическом пути объектива фотоаппарата, либо перед источником света.
• Светочувствительная матрица или сенсор — главная чать цифровой камеры, регистрирующая падающий на нее свет. Матрица формирует фотографическое изображение и передает его на записывающее устройство. Разрешение матрицы указывают в мегапикселях (Мп). Типы матриц: CCD, CMOS (КМОП) и Foveon, DX.
• Светочувствительность фотоматериала его способность определенным образом реагировать на оптическое излучение; количественная мера указанной способности, определяется при заданных условиях экспонирования и обработки, по оптической плотности фотографического слоя. Количественно светочувствительность выражается числом (оно проставляется на упаковке), с учетом которого выбираются экспозиционные параметры.
• Свили неоднородность в массе стекла в виде тонких нитей или лент, обладающих показателем преломления, отличающимся от показателя преломления основной массы стекла.
• Селеновый фотоэлемент (Selenium Cell Светочувствительный элемент. Используется в экспонометрах
• Силуэтное изображение (фр. silhouette -очертания) плоское одноцветное изображение на фоне другого цвета. Получают силуэтное изображение при съемке неосвещенного объекта на освещенном фоне.
• Синхроконтакт контактное устройство в механизме фотографического затвора, посредством которого ипмульсные источники света вкючаюся согласованно (синхронно) с работой затвора. Синхроконтакт для одноразовых ламп-вспышек принято обозначать буквой «М», для остальных импульсных осветителей буквой «Х».
• Синхронизация со вспышкой. (Flash Sync (Synchronization) Самая короткая выдержка, при которой возможна синхронизация со вспышкой.
• Скрытое изображение (Latent Image Невидимые глазом химические изменения, возникающие в светочувствительном слое фотоматериала в процессе его экспонирования.
• Следящий автофокус (Continuous Service AF В этом режиме камера фокусируется все время, до того как произведен снимок. Обычно используется при съемке движущихся объектов. Современные зеркальные камеры также учитывают скорость и направление движения объекта съемки и делают поправку в фокусировке на время поднятия зеркала. Этот режим часто также называют «предиктивным автофокусом» (Predictive AF)
• Соляризация (Solarization Явление уменьшения общей оптической плотности негатива при очень интенсивном освещении В результате этого явления происходит частичное обращение фотографического изображения (превращение негативного изображения в позитивное). Иногда это явление ошибочно приписывают эффекту Сабатье
• Софтбокс (Softbox) конструкция в виде короба с одной светопропускающей стороной, служащая для получения равномерного и мягкого (soft) раассеянного освещения. В качестве источника света применяется вспышка, иногда галогенные лампы малой мощности.
• Стабилизатор (Stabilisation При съёмке с длинными выдержками возникает опасность смазывания изображения в том случае, если фотокамера не закреплена на жёстком основании. Для устранения эффекта смазывания («шевелёнки») производители фотокамер используют несколько принципов: Оптическая стабилизация (IS – у Canon, VR – у Nikon, O.I.S. – у Panasonic, OS у Sigma) в которой неподвижность проецируемого изображения на светочувствительный материал (элемент) фотокамеры обеспечивается подвижным элементом оптической системы. Электронная стабилизация, возможная только с фото- видео камерами, имеющими сенсор изображения. При сдвиге фото (видео)камеры электронная система сдвигает поле считывание с сенсора. В этом режиме возможно использование лишь части полезной площади сенсора. Anti Shake – запатентованная фирмой Konica Minolta система стабилизации, в которой подвижный светочувствительный сенсор отслеживает перемещения изображения, проецируемого на матрицу. Во всех системах движения (тряски, перемещения) фиксируется специальным датчиком.
• Старение фотоматериала изменение свойств светочувствительных материалов при их хранении, выражающееся в уменьшении световуствительности и контрастности, росте фотографической вуали, увеличении хрупкости.
• Стерео (Stereo от греч. stereos — твёрдый, объёмный, телесный, пространственный. Стереофотография позволяет создать иллюзию глубины пространства, так как для левого и для правого глаза показываются отдельные фотографии, снятые из разных точек в одном направлении.
• Стробизм — это фотографическая техника с использованием компактных внешних фотовспышек (чаще всего портативных накамерных), популярная как у любителей фотографии, так и в профессионалов. Позволяет получать высокое, почти студийное качество снимков за пределами студий — в офисах, квартирах, на улицах, на природе. Как правило, набор фотографа-стробиста включает портативные вспышки, стойки с адаптерами, средства синхронизации и модификаторы света (зонты и мини-софтбоксы).
• Субтрактивное образование цвета получение спектрально более простого цвета из белого света или окрашенного светового потока, путем поглощения (вычитания, субтракции) части лучей при пропускании исходеного света через поглощающую среду (светофильтр).
• Сумеречное зрение особенности зрительного восприятия в условиях недостаточной освещенности, при которых оранжево-красные цвета воспринимаются более темными, а сине-зеленые кажутся относительно более светлыми. Особенности сумеречного зрения по отношению к восприятию цветов названы явлением Пуркинье.
• Сферическая аберрация (Spherical Aberration Один из видов аберраций оптической системы. В результате сферической аберрации изображение монохроматического точечного источника света, находящегося на оптической оси линзы, представляет собой размытое пятно.
• Съемка с «проводкой» (Panning) Прием при съемке движущихся объектов. Съемка производится с достаточно большой выдержкой и, во время экспонирования, фотограф «следит» за движением объекта. В результате получаются снимки с четким объектом съемки и размытым фоном, подчеркивающим движение.
• Телезум (Telezoom lens Объектив с переменным фокусным расстоянием, диапозон изменения которого находится в области выше85 мм.
• Телеконвертер (теленегативная приставка) (Teleconverter Устройство, помещаемое между объективом и корпусом фотоаппарата и позволяющее увеличить фокусное расстояние объектива (за счет уменьшения светосилы)
• Телеобъектив (Telephoto Lens Объектив, в котором положительная линза расположена перед отрицательной таким образом, что задняя главная оптическая плоскость располагается перед системой линз Позволяет снимать удаленные предметы с большим, чем у обычных объективов увеличением. В обиходе, часто используют вместо понятия «длиннофокусный объектив», означающего «объектив с фокусным расстоянием большим диагонали кадра»
• Тени негатива светлые, прозрачные участки негатива, соответствующие темным участкам объекта съемки. Самые прозрачные участки называют глубокими тенями.
• Тон цветовой характеристика зрительного ощущения в отношении наличия цветового оттенка, принято различать ахроматические (не цветные) тона — белый, серый, черный — и хроматические (цветные) тона.
• Точечный экспонометр (Spot Meter) Внешний экспонометр, позволяющий производить замер по небольшому участку сюжета. Угол поля зрения точечного экспонометра обычно составляет от 1 до 8 градусов.
• Трансфокатор см. Зум-объектив
• Тросик фотографический (спусковой тросик), тонкий стальной трос в гибкой металлической оболочке, на одном конце которого имеется нажимная кнопка, а на другом — стержень-толкатель для спуска затвора фотоаппарата. Тросик применяется в тех случаях, когда спуск затвора от руки может нарушить неподвижность фотоаппарата в момент съемки.
• Удлинительные кольца (Extension tubes Кольца, устанавливаемые между камерой и объективом. Увеличивают рабочий отрезок и позволяют производить съемку в большем масштабе. Используются при макросъемке.
• Ультрафиолетовый фильтр (UV Filter Фильтр, поглощающий ультрафиолетовое излучение. Ультрафиолет может вызывать появление «дымки» на снимках. Данный фильтр особенно полезен при съемке в горах, на море и т.д. Также часто используется как защитный (нейтральный).
• Универсальная программа (Program mode, P программа экспонирования, которая автоматически устанавливает оптимальное значение диафрагмы и выдержки (экспозиционную пару). В продвинутых камерах имеется возможность «программного сдвига», т.е. изменения экспозиционной пары.
• Усовершенствованная Фото Система (APS Advanced Photo System Стандарт на пленку и фотооборудование использующий 24мм пленку с магнитной полосой для записи информации о снимке (параметры экспозиции, дата и т.д.) Одной из основных особенностей данного стандарта является то, что пленка всегда остается в кассете. После обработки в минилабе пользователь получает отпечаток Index Print — миниатюрный отпечаток всех кадров пленки на одном снимке.
• Фактура характер поверхности, свойственный данному материалу или связанный с его обработкой, например фактура камня, дерева, кожи, шелка, сукна и т.д.
• Фикс — фокал (Fixed-Focus lens объектив с постоянным фокусным расстоянием. Сменный объектив зеркалки.
• Флинт общее название сортов оптического стекла, характеризующихся большой дисперсией света. Так же как и кроны, флинты делятся на легкие, обыкновенные, баритовые, тяжелые и очень тяжелые.
• Флэшметр прибор для измерения экспозиции при использовании в качестве осветительных приборов лапм-вспышек.
• Флюорит (Плавиковый шпат) (Fluorite Минерал, имеющий низкий коэффициент преломления,малую и аномальную частичную дисперсию. Используется для изготовления линз в объективах и уменьшения хроматических аберраций.
• Фокальная плоскость объектива (линзы) (Focal Plane Плоскость, перпендикулярная главной оптической оси и проходящая через фокус.
• Фокальный затвор (Focal Plane Shutter Затвор, у которого шторки расположены в близи фокальной плоскости объектива.
• Фокус (Focal Point) Точка, на оптической оси объектива, в которой сходятся все лучи по выходе из оптической системы, при условии, что на оптическую систему падает параллельный пучок лучей (от бесконечно удаленного источника света).
• Фокусировочный точки (Focusing points точки, по которым происходит фокусировка изображения. Оснащаются сенсорами, чувствительными к вертикальным, горизонтальным или диагональным линиям. Ф.т. используются в покадровой и следящей автофокусировке.
• Фокусировочный экран (Focusing Screen) Матированное стекло, на которое объектив фотоаппарата проецирует изображение. Служит для фокусировки и кадрирования изображения.
• Фокусное расстояние (Focal Length расстояние между пленкой и оптическим центром объектива, сфокусированного на бесконечность. По соотношению фокусного расстояния и диагонали кадра объективы подразделяются на нормальные, короткофокусные, длиннофокусные, а также на объективы с переменным фокусным расстоянием.
• Фотолаборатория (Darkroom «темная комната»). Сравни с LightRoom («светлая комната») – замечательная программа Adobe для пакетной цифровой обработки и коррекции пакета фотографий.
• Фотолампа (перекальная лампа), название лампы накаливания, работающей в форсированном по напряжению режиме и имеющей поэтому высокую световую отдачу. Выпускаются мощностью 300 и 500 Вт, имеют матированную колбу, применяются в осветительных приборах. Цветовая температура 3300—3400 К.
• Фронт/бэк фокус (Front focus (FF), Back focus (BF) — ошибки системы автофокусировки фотокамеры, возникающие ввиду множества причин. При FF плоскость резкости оказывается ближе, а при BF дальше предмета (или плоскости), по которому осуществлялся автофокус. Возникновение FF и BF в основном обусловлено невысокими требованиями точности к системе автофокуса отдельных моделей фотокамер.
• Хромакей фон (Chroma Key Backgrounds, хромакейный фон — разг.) — зеленый или синий фон, который применяют при фото- или видеосъемке в студии с целью дальнейшей обтравки объекта съемки и замены фона. Зеленый и синий цвета обусловлены тем, что их легко выделить при съемке портрета, так как эти цвета не присутствуют на теле человека. Если в предмет одежды имеет зеленый цвет, то для удобства дальнейшей обработки снимают на синем и наоборот. Хромакейные фоны бывают как бумажные, так и тканевые.
• Хроматические аберрации (Chromatic Aberration Один из видов аберраций в оптике. Хроматическая аберрация обусловлена различиями в коэффициентах преломления для волн различной длины. В результате изображение получается менее четким (падает разрешающая способность) и контрастным. Хроматическая аберрация наиболее сильно проявляется в телеобъективах. Объективы, в которых устранена хроматическая аберрация, называются апохроматы и ахроматы.
• Хроматические цвета все цвета, кроме белого, черного и серого. Различаются по всем параметрам цвета: цветовому тону, насыщенности и светлоте.
• Цвет один из признаков объективной реальности, присущий окружающим объектам и воспринимаемый человеком как осознанное зрительное ощущение. Цвет несветящихся предметов обусловлен следующими факторами: окраской предметов; свойствами их поверхности; оптическими свойствами источника света и среды, через которую свет распространяется; свойствами зрительного анализатора и психофизическими процессами зрительного восприятия.
• Цвета дополнительные (к основным — синему, зеленому и красному) — желтый, пурпурный, голубой. Сумма дополнительных цветов дает черный цвет.
• Цвета основные цвета синий, зеленый, красный. Сумма основных цветов дает белый цвет.
• Цветная вуаль фотографическая вуаль проявленного цветного фотоматериала; образуется красителями, получающимися из цветных компонент в процессе химико-фотографической обработки.
• Цветная окантовка (бахрома) (Color fringing, «бахрома») — проявление хроматической аберрации объектива. Обычно проявляется на снимках сделанных цифровыми фотокамерами. Небольшой размер матрицы цифровой незеркальной фотокамеры требует качественного объектива, обладающего высоким разрешением, однако сделать такой объектив без существенного увеличения цены невозможно. Для уменьшения эффекта цветной окантовки рекомендуется диафрагмировать объектив, если это возможно или фотографровать при более сильном освещении.
• Цветная пленка светочувствительный трехслойный материал для цветной фотографии. Выпускается для съемки при разной цветовой температуре: 5500 К (для съемки при дневном свете), 3200 К ( для съемки при электрическом освещении).
• Цветные шкалы наборы различно окрашенных образцов, используемые для визуального контроля цветовоспроизведения при съемке на цветные фотоматериалы.
• Цветовая гамма ряд цветов, преобладающих на рассматриваемом объекте или его изображении и определяющих его колорит и тональность.
• Цветовая коррекция (Color Correction приближение цветовых сочетаний на изображении к визуально воспринимаемым (привычным) сочетаниям на исходном объекте или его зрительном образе.
• Цветовая температура величина, характеризующая спектральный состав излучения источника света. Определяется температурой абсолюто черного тела, при которой его излучение имеет такой же состав и такое же распределение энергии по спектру, как и излучение данного источника.
• Цветовой тон один из трех атрибутов цвета, обусловленный в человеческом сознании окраской предмета определенным типом пигмента, краски, красителя.
• Цветопередача процесс отображения цветов оригинала на его цветном изображении, а также результат этого процесса. В теории цветовоспроизведения выделяют физически точную, физиологически точную и психологически точную цветопередачу.
• Центральный (лепестковый) затвор (Leaf Shutter Затвор, устанавливаемый внутри объектива или рядом с ним и представляющий собой набор металлических лепестков, раскрывающихся от центра светового отверстия к его краям.
• Центровка объектива совмещение оптических осей всех линз, входящих в объектив, в процессе сборки объектива. Частое вывинчивание и ввинчивание компонентов объектива может привести к нарушению центровки.
• Циклорама – (студийное оборудование) специальный фон, у которого отсутствует резкий переход горизонтальной плоскости в вертикальную, из-за чего наблюдателю кажется что фон «бесконечен». Широко применяется в виртуальных телестудиях, т.к. создает плавный задний фон, на котором легко изолируются модели и объекты. В фотостудии из-за своих гиганстких размеров дает модели и фотографу почти неограниченную свободу движения.
• «Шевеленка» нежелательные сотрясения камеры, снижающие резкость снимка. Риск сотрясения повышается с увеличением выдержки. Для устранения «шевеленки» камеру закрепляют на штативе, для спуска затвора используют дистанционный пульт, спусковой тросик или автоспуск.
• Широкоугольный объектив, ширик (Wide-angle Lens) Объектив, имеющий фокусное расстояние меньше диагонали кадра.
• Штатив (Tripod Устройство, фиксирующее положение фотоаппарата во время съемки.
• Штативная головка добавочное устройство к штативу, позволяющее придавать аппарату сильный наклон или поворот .
• Шум (Цифровой шум) (Noise неравномерная (нелинейная) структура изображения, состоящая из мелких элементов, имеющих различия в яркости или цветовом оттенке. Цифровой шум изначально возникает при считывании данных с сенсора фотокамеры ввиду неравномерного заряда светочувствительных элементов. На появление цифрового шума непосредствено влияют такие факторы как характеристики сенсора, температура сенсора, время экспонирования, и косвенно — алгоритм обработки изображения, получаемого с cенсора. Шум может быть как яркостным (Luminance noise), так и хроматическим (Cromatic noise). Обычно фотографии с избыточным шумом выглядят неестественно, являются низкокачественными. Часто Цифровой шум путают с зерном. Понятие Зерно применимо только к фотоплёнке.
• Эксповилка (Bracketing См. AEB, Автоматическая Эксповилка
• Экспозамер матричный (Matrix metering, Pattern Evaluativ,E (мультизонный, мультисегментный) — это режим замера, при котором камера проводит мультизамер по нескольким зонам сюжета и учитывает результаты по отдельным зонам с разными весовыми коэффициентами или сравнивает показания экспонометра с банком данных сюжетов, где программа выбирает самый похожий вариант. Дает точную экспозицию при съемке сложных сюжетов.
• Экспозамер через объектив. (TTL (Through The Lens) Экспозамер через объектив.
• Экспозиции уровень Уровень экспозиции (EV, Exposure Value) -, экспозиционное число. EV0 соответствует выдержке в 1сек и диафрагме f/1,0 при ISO 100. Изменение EV на единицу соответствует изменению экспозиции на одну ступень (в два раза). EV 1 соответствует экспопаре 1ссек и F/1,4 при ISO 100.
• Экспозиция (Exposure Количественная мера излучения, воздействующего на вещество за время освещения. Представляет собой общее количество света, падающее на пленку для образования скрытого изображения, т. е. равна произведению интенсивности падающего на пленку света на время, в течение которого она подвергается облучению. Интенсивность света регулируется величиной диафрагмы, а время — выдержкой.
• Экспокоррекция (Exposure compensation внесение поправок в «правильную» экспозицию, определенную автоматической камерой. Применяется в сложных условиях освещения, а также для получения нестандартных результатов съемки в соответствии с задачей автора.
• Экспонометр (лат. expono -выставляю, показываю и гр.metreo-измеряю) (экспозиметр), прибор для определения значений экспонометрических параметров при фотосъемке.
• Экспопара — название сочетания экспозиционных параметров в фотографии: выдержки и диафрагмы. Регулировка экспозиции при фотосъемке производится подбором правильной экспопары. Одной и той же экспозиции могут соответствовать различные экспопары. В зависимости от снимаемого сюжета можно выбрать экспопару с меньшим относительным отверстием, дающим наибольшую глубину резкости, или с более короткой выдержкой, позволяющей получать резкое изображение быстродвижущихся предметов. В том и другом случае правильная экспозиция достигается пропорциональным изменением второго экспозиционного параметра.
• Элемент (Element При описании конструкции объективов обозначает линзу. Например 7 элементов в 5 группах означает, что в объективе 7 линз в 5-ти группах.
• Эмульсия (Emulsion Светочувствительный слой на фотопленке или бумаге.
• Эффект освещения типичный светотеневой рисунок, свойственный для данного направления светового потока. Например, эффект зенитного освещения, эффект контрового освещения ит.д.
• Юстировка (нем. justieren -выверять, регулировать, лат. justus — правильный) процесс установки узлов и деталей оптических приборов в такое положение, при котором обеспечивается их оптимальное взаимодействие и достижение заданных эксплуатационных характеристик.
• Яркость отношение силы света источника в данном направлении к площади светящейся поверхности, видимой в том же направлении.
• Яркость цвета плотность светового потока, отраженного окрашенным предметом в направлении наблюдателя.
• EXIF (Еxchangeable Image File). Стандарт, определяющий добавление к изображениям информацию, комментирующую его свойства, способ получения изображения и другую дополнительную информацию. Например, цифровые фотокамеры записывают в файл изображения в стандарте EXIF информацию о выдержке, диафрагме, времени съёмки, настройке цв. баланса, чувствительности, съёмочного режима и т.п. Информацию EXIF используют некоторые устройства для оптимизации вывода изображения (печати или просмотра). Многие программы просмотра изображений имеют функцию просмотра информации EXIF
|